ОАО "РЗГА №412"

Ремонт двигателей

Сегодня наше предприятие выполняет капитальный ремонт и комплекс работ по увеличению ресурсов и сроков службы двигателей АИ-20, АИ-24 всех модификаций.

Виды ремонта

В ОАО «РЗГА № 412» авиадвигатели проходят два вида ремонта: капитальный и текущий.
В процессе капитального ремонта осуществляется полный ремонт всех деталей, узлов и агрегатов двигателя для полного (или близко к полному)  восстановлению его ресурса с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовых. Капитальный ремонт выполняется согласно технологической и производственно-контрольной документации, разработанной в соответствии с руководством по ремонту данного типа двигателя.
Текущий ремонт – это комплекс операций по восстановлению исправности и работоспособности авиадвигателя путём замены и (или) восстановления отдельных его частей и допуском к эксплуатации в пределах остатка межремонтного ресурса и (или) срока службы. Технология текущего ремонта авиадвигателя разработана на основании технологий по капитальному ремонту.
Текущий ремонт выполняется, как правило, на двигателях, досрочно снятых с эксплуатации по какому-либо дефекту, прошедших исследование на подтверждение заявленного эксплуатирующим подразделением дефекта.
При ремонте выполняются доработки авиадвигателей по бюллетеням промышленности, введённым уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Немного информации о двигателях АИ-20 и АИ-24

Турбовинтовой авиационный двигатель АИ-24

В 1967 г. специалисты моторного комплекса  нашего предприятия приступили к освоению ремонта поступившего в эксплуатацию турбовинтового двигателя Аи-24.  С 1974 года  завод №412ГА стал основным предприятием по ремонту  двигателя Аи-24 всех модификаций, годовая программа ремонта которого в 80-х годах составляла 1200 единиц.

Турбовинтовой авиационный двигатель АИ-20.

Первые 3 отремонтированные двигателя Аи-20 были приняты Государственной комиссией с оценкой «отлично» в сентябре 1960 г., тогда же было выдано разрешение на выполнение всех видов ремонта.  В течение 1960-1974 гг. было  отремонтировано 7212 двигателей Аи-20 различных модификаций.

История, модификации, описание конструкции, технические характеристики двигателя АИ-24

АИ-24 — одновальный турбовинтовой двигатель с 10-ступенчатым осевым компрессором, кольцевой камерой сгорания и трёхступенчатой турбиной. Разработан на ЗМКБ «Прогресс» им. академика А. Г. Ивченко, серийное производство развёрнуто с 1961 г. на ЗПОМ «Моторостроитель» ныне ОАО «Мотор Сич» в г. Запорожье. Двигатель предназначен для установки на самолёты Ан-24, Ан-26, Ан-30 и их модификации, выполняющих полёты на линиях средней протяжённости.  При разработке использован прогрессивный метод моделирования двигателя-прототипа. АИ-24 оснащён 10-ступенчатым осевым компрессором и трёхступенчатой турбиной. Камера сгорания кольцевая с 8 форсунками. Система смазки циркуляционная под давлением. Запуск двигателя осуществляется от стартера-генератора СТГ-18ТМО, питающегося от ВСУ ТГ-16. В передней части двигателя монтируются стартер-генератор, генератор переменного тока, аэродинамические датчики, детектор обледенения, система передачи крутящего момента, масляный фильтр, регулятор вращения винта Р68ДТ-24М. Двигатель оснащён четырёхлопастным флюгируемым воздушным винтом изменяемого шага АВ-72Т. Топливом служит авиационный керасин марок Т-1, ТС-1, РТ. Основные достоинства АИ-24 — высокая надёжность, большой ресурс, простота конструкции, простота и технологичность обслуживания.

Двигатель устанавливался на самолеты Ан-24, Ан-26, Ан-30 и их модификации. Всего изготовлено более 11700 двигателей АИ-24. 

Модификации:
АИ-24 — базовый для самолёта Ан-24.
АИ-24 II серии — выпускался серийно с 1964 года, устанавливался на самолёты Ан-24А, Ан-24Б, Ан-24В, Ан-24Т и Ан-24РВ.
АИ-24В — турбовальный для вертолёта В-8.
АИ-24П — двигатель мощностью 2467 л.с. разработан для установки на экранопланы СМ-6 и Метеор-2.
АИ-24Т — выпускался серийно с 1966 года и устанавливался на самолёты Ан-24А, Ан-24В и Ан-24Т. Имеет систему впрыска воды на входе.
АИ-24ВТ — форсированный до 2820 л.с. Устанавливался на Ан-26, Ан-30.
АИ-24УБЭ — бортовая энергетическая установка, создана в 1981 году. Предназначена для самолётов ДРЛО А-50.

Технические характеристики:

Длина, мм: 2345
Ширина, мм: 677
Высота, мм: 1075
Масса сухая, кг: 600
Расход воздуха через компрессор, кг/с :13,1
Удельный расход топлива, кг/э.л.с.-ч
-на взлётном режиме: 0,264
-на крейсерском режиме: 0,245
Степень повышения давления в компрессоре: 6,4
Температура газа перед турбиной, °C: 877
Взлётная мощность, э.л.с.: 2550
Частота вращения ротора компрессора низкого давления на взлётном режиме, об/мин: 15100.
Ресурс, ч: 15000.

История, модификации, описание конструкции, технические характеристики двигателя АИ-20

 

АИ-20 — одновальный авиационный турбовинтовой двигатель с осевым 10-ступенчатым компрессором, кольцевой камерой сгорания, 3-ступенчатой турбиной, планетарным редуктором, нерегулируемым реактивным соплом. В 1955 году моторостроительные ОКБ Кузнецова (город Куйбышев) и ОКБ Ивченко (город Запорожье) получили задание на разработку турбовинтовых двигателей взлетной мощностью 4000 л. с. для среднемагистральных пассажирских и транспортных самолетов, проектируемых в ОКБ Антонова и Ильюшина. Этот конкурс выиграло запорожское ОКБ. В 1957 году созданный им двигатель АИ-20 успешно прошел государственные испытания и был запущен в серийное производство одновременно на двух заводах — запорожском и пермском. Резервы, заложенные в конструкцию АИ-20 на этапе проектирования, позволили в дальнейшем создать целое семейство модифицированных двигателей мощностью от 4000 до 5180 л. с. Почти 14 тысяч турбовинтовых двигателей этого типа успешно эксплуатировались на военно-транспортных  Ан-8 и Ан-12, пассажирских Ил 18 и Ан-10, противолодочных Ил-38, амфибиях Бе-12. В настоящее время продолжают летать оснащенные двигателями АИ-20 Ан-12, небольшое количество Ил-18 и все ещё значительный парк самолетов Ил-38. Модификации двигателя АИ-20Д серии 5 и серии 5Э, которые предназначены для эксплуатации на транспортных самолётах Ан-32 в условиях жаркого климата и высокогорных аэродромов, выпускаются на предприятии и сегодня.На двигателях АИ-20 был достигнут высокий уровень надёжности, позволивший впервые в советском двигателестроении установить межремонтный ресурс, измеряемый тысячами часов. Назначенный ресурс модификаций АИ-20К и АИ-20М составляет 20 тыс. часов. На основе АИ-20 было создано семейство двигателей АИ-24.

МодификацииАИ-20 — базовый мощностью 4000 л. с. Устанавливался на Ан-10, Ан-12.

  • АИ-20Д — форсированный до 5180 л. с. Разработан в 1956 году. Устанавливался на Ан-8, Ан-32, Бе-12.
  • АИ-20ДК — доработанный для гидросамолёта Бе-12ФС. Устанавливался на Ан-32.
  • АИ-20ДМЭ (ДМН) — модификация используется в качестве силовой установки в передвижной автоматизированнойгазотурбинной электростанции ПАЭС-2500.
  • АИ-20К — для самолёта  Ил-18В. Выпускался в 1963-1965 годах.
  • АИ-20М — форсированный до 4250 л. с. Устанавливался на Ан-12БК, Ан-32, Ил-18Д, Ил-38.

Технические характеристики

  • Мощность на взлетном режиме:4000 л. с.
  • Удельный расход топлива на взлетном режиме:0,259 кг/л. с.ч.
  • Часовой расход топлива взлетном режиме:1040 кг/ч
  • Расход воздуха на взлетном режиме:20,9 кг/с
  • Степень повышения давления:9,32
  • Температура газов максимальная: не более 720°С
  • Расход масла: не более 0,5 кг/ч
  • Масса двигателя:1040 кг
  • длина:3096 мм
  • ширина:842 мм
  • высота:1180 мм
  • ресурс: до 40 000 мото-часов